Срок службы лифтов

Экспертиза лифтов – продление срока службы

Срок службы лифтов

Оценка соответствия лифта отработавшего назначенный срок службы проводится в форме обследования (экспертизы технического состояния).

 Назначенный срок службы лифта – это календарная продолжительность эксплуатации, при достижении которой эксплуатация лифта должна быть прекращена, независимо от его технического состояния.

Для того чтобы продлить срок службы лифту, после выработки нормативного срока, необходимо провести оценку соответствия лифта в форме обследования.

 По итогу проведеного обследования (экспертизы), лифту устанавливается дополнительный срок службы или прописываются рекомендации по модернизации или замене лифта. На основании внесенных в 2019 году изменений в Технический регламент, возможный срок продления лифта увеличили на 5 лет. Теперь при проведении обследования лифта в 2020 году срок продления возможен до 2025 года.

Экспертизу (обследование) лифта, отработавшего назначенный срок службы, проводит Испытательный центр ООО НИИЦ Эксперт, аккредитованный в Росаккредитации, на право проведения оценки соответствимя лифтов требованиям ТР ТС 011 2011 и взаимосвязанных с техническим регламентом стандартов: ГОСТ Р 53782-2010 и ГОСТ Р 53783-2010. 

При обследовании лифта определяют следующее:

  • соответствует или не соответствует лифт, отработавший назначенный срок службы, специальным требованиям безопасности, которые установленны в Приложением №1 к Техническому регламенту ТР ТС “Безопасность лифтов”;
  • какие мероприятия необходимо провести для того чтобы привести лифт в соответствие требованиям ТР ТС “Безопасность лифтов”;
  • Какой возможный срок продления безопасной эксплуатации лифта;
  • Требется или нет проведение модернизации лифта для продления срока службы? Если проведение модернизации не рентабельно, то даются акты-рекомендации для замены лифта.

Обследование лифтов рекомендуется производить до окончания назначенного срока службы, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 53783-2010. По истечении назначенного срока службы не допускается использование лифта по назначению без проведения обследования с целью определения возможности и условий продления срока его использования по назначению, проведения его модернизации, или его замены.

Обследование лифта, отработавшего назначенный срок службы, осуществляют специалист и эксперт по оценке соответствия лифтов испытательного центра ООО НИИЦ Эксперт, совместно с работниками специализированной лифтовой организации, осуществляющей техническое обслуживание этих лифтов на договорной основе с владельцем.

Специализированная по лифтам организация обеспечивает безопасные условия проведения испытаний и измерений, а также управление лифтом переключения, перемещение кабины лифта и иные операции на лифте, необходимые для проведения обследования лифта.

Проведение обследования (технического диагностирования) лифта, отработавшего нормативный (назначенный) срок службы, владелец лифта должен обеспечить до окончания назначенного заводом-изготовителем срока службы лифта, на договорной основе с аккредитованным испытательным центром ООО НИИЦ Эксперт.  Работы по обследованию лифта, выполняются совместно со специализированной по лифтам организацией, осуществляющей техническое обслуживание этого лифта. При этом объем выполняемых работ испытательной лабораторией (центром) составляет – 41%, а специализированной по лифтам организацией – 59%.

При обследовании лифта производят:

• проверку технической документации;

• технический контроль;

• проверку функционирования лифта;

• испытания лифта;

• испытания электрооборудования лифта.

Кроме того, при обследовании проводится проверка выполнения требований безопасности, с учетом назначения лифта, условий его эксплуатации на конкретных объектах установки.

При проведении испытаний и контроля технического состояния оборудования применяют следующие виды контроля:

• визуальный контроль;

• измерительный контроль.

Измерительный контроль осуществляется методом прямых измерений.

Условия проведения испытаний и измерений

Испытания и измерения производят при показателях окружающей среды в помещениях (шахте, машинном, блочном помещениях), в том числе температуре воздуха, относительной влажности, находящихся в пределах, установленных в паспорте и (или) руководстве по эксплуатации лифта.

Испытания и измерения прекращают или приостанавливают при возникновении аварийной ситуации, угрожающей безопасности лиц, участвующих в испытаниях и измерениях.

Продолжение испытаний и измерений допускается только после устранения причин, вызвавших их прекращение или приостановку.

Требования к средствам измерений.

При проведении проверок, испытаний и измерений должны использоваться средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в установленном порядке.

Требования безопасности при проведении испытаний и измерений

Обеспечение безопасных условий проведения испытаний и измерений при проведении обследования лифта, возлагают на квалифицированный персонал специализированной по лифтам организации, осуществляющей техническое обслуживание этого лифта.

Специалисты испытательного центра ООО НИИЦ Эксперт и квалифицированный персонал специализированной по лифтам организации, принимающие участие в проведении обследования лифта, должны руководствоваться требованиями по охране труда при производстве работ.

При выявлении нарушений, влияющих на безопасность проведения испытаний и измерений, работы на лифте должны быть прекращены. Продолжение испытаний и измерений допускается только после устранения выявленных нарушений.

Результаты проверок, испытаний и измерений оформляют протоколом проверок, испытаний и измерений при обследовании лифта (далее – протокол испытаний).

Протокол испытаний должен содержать следующую информацию:

• наименование и адрес испытательного центра ООО НИИЦ Эксперт;

• регистрационный номер аттестата аккредитации испытательного центра ООО НИИЦ Эксперт;

• номер и наименование протокола испытаний;

• дату проведения проверок, испытаний и измерений;

• фамилию и инициалы специалиста, проводившего проверки, испытания и измерения;

• место проведения проверок, испытаний и измерений – адрес установки лифта;

• идентификационный (заводской, регистрационный) номер лифта:

• указание на национальный стандарт, содержащий методы проверок, испытаний и измерений;

• сведения об использованных при проведении проверок, испытаний и измерений средствах измерения, с указанием их наименования, заводского номера, даты проведения поверки, номера свидетельства о поверке (при наличии) и наименования организации, выполнившей поверку;

• сведения о лифте, содержащие: назначение лифта, год изготовления, изготовителя лифта, дату ввода лифта в эксплуатацию, номинальную грузоподъемность и скорость лифта, количество остановок лифта, высоту подъема, тип привода лифта и тип привода дверей;

• наличие и состояние технической документации на лифт (паспорт лифта, руководство/инструкция по эксплуатации лифта, монтажный/установочный чертеж);

• перечень требований к лифту по ГОСТ Р 53782-2010 (приложение Ж) с указанием номера пункта и обозначения стандарта, а также результата проверок этих требований;

• результаты проверки состояния оборудования, включая устройства безопасности лифта, металлоконструкции каркаса и подвески кабины каркаса и подвески противовеса, направляющих кабины и противовеса, элементы крепления направляющих кабины и противовеса;

• данные испытаний изоляции электрических цепей и электрооборудования, измерительного контроля заземления (зануления) оборудования лифта, согласования параметров цепи «фаза-нуль» с характеристиками аппаратов защиты от сверхтока, а также результаты визуального контроля заземления (зануления) электрооборудования лифта;

• выявленные, при обследовании лифта, невыполненные требования, предъявляемые к лифту, установленные взаимосвязанными с ТР ТС 011/2011 стандартами, дефекты, несоответствия, неисправности с указанием размеров, расстояний, зазоров, величин, не соответствующих установленным требованиям, а также повреждения, износ, коррозию оборудования лифта;

• данные испытаний:

– величину среднего ускорения (замедления) кабины лифта при экстренном торможении по В.3.1.2 (приложение В ГОСТ Р 53783-2010);

– величину рабочей скорости кабины;

– величину скорости срабатывания ограничителя скорости;

– величину освещенности кабины на аппаратах управления;

– величину освещенности кабины на уровне пола;

– внутренние размеры купе кабины (ширину, глубину, высоту).

В протокол испытаний допускается включать дополнительно другие данные испытаний.

Каждая страница протокола должна быть пронумерована с указанием общего числа страниц в протоколе.

Протокол подписывает и заверяет штампом специалист испытательного центра ООО НИИЦ Эксперт, проводивший проверки, испытания и измерения. Исправления в протоколе допускаются, только если они заверены подписью и штампом специалиста испытательного центра ООО НИИЦ Эксперт, проводившего проверки, испытания и измерения.

Допускается оформлять результаты проверок, испытаний и измерений при обследовании лифта отдельными протоколами.

Оформленный протокол проверок, испытаний и измерений при обследовании лифта передают эксперту по оценке соответствия лифтов испытательного центра ООО НИИЦ Эксперт.

Эксперт по оценке соответствия лифтов, на основании анализа информации, указанной в протоколе проверок, испытаний и измерений при обследовании лифта, оформляет заключение, по результатам обследования лифта, отработавшего назначенный срок службы.

Заключение по результатам обследования лифта, отработавшего назначенный срок службы, должно содержать следующую информацию:

• сведения о лифте, владельце (заявителе), испытательной лаборатории (центре) и персонале испытательной лаборатории (центра), проводившем обследование лифта;

• сведения о документах, рассмотренных в процессе обследования;

• сведения об использованных при проведении обследования средствах  измерений, с указанием их наименования, заводского номера, даты поведения поверки, номера свидетельства о поверке и наименования организации, выполнившей поверку;

• перечень выявленных при обследовании лифта невыполненных требований к лифту, установленных взаимосвязанными с ТР ТС 011/2011 стандартами, дефектов, несоответствий, неисправностей с указанием размеров, расстояний, зазоров, величин, не соответствующих установленным требованиям, а также повреждений, износа, коррозии оборудования лифта;

• результаты проверки соответствия технической документации на лифт (паспорт лифта, руководство/инструкция по эксплуатации лифта, монтажный/установочный чертеж) требованиям, установленным ТР ТС  011/2011 и взаимосвязанных стандартов;

• необходимые мероприятия (в том числе модернизация лифта при необходимости ее выполнения) и сроки выполнения мероприятий по обеспечению соответствия лифта требованиям ТР ТС 011/2011;

• условия и возможный срок продления использования лифта с рекомендациями по модернизации или замене лифта не позднее окончания срока продления использования лифта.

Заключение рассматривает и утверждает руководитель Испытательного центра ООО НИИЦ Эксперт или его Заместитель.

Заключение прошнуровывают и опечатывают (с указанием числа страниц).

Оригинал заключения по результатам обследования лифта, отработавшего назначенный срок службы, передают владельцу лифта  или его уполномоченному представителю, заявителю.

Испытательный центр ООО НИИЦ Эксперт хранит копию (второй экземпляр) Заключения по результатам обследования лифта и оригинал протокола проверок, испытаний и измерений при обследовании лифта – не менее одного года, считая от даты утверждения заключения. Допускается хранение отсканированного заключения по результатам обследования лифта, отработавшего назначенный срок службы, и протокола проверок, испытаний и измерений при обследовании лифта в электронном виде.

Сведения о проведенном обследовании лифта и возможный срок продления использования лифта по назначению, специалист испытательного центра ООО НИИЦ Эксперт записывает в Паспорт лифта.

При отсутствии необходимости модернизации или замены лифта и выполнения условий продления срока эксплуатации устанавливается новый срок возможного использования лифта по назначению.

Источник: https://niic-ekspert.ru/articles/ekspertiza-liftov

Правила эксплуатации лифтов

Срок службы лифтов

30 августа вступает в силу постановление Правительства РФ от 24.06.2017 N 743. С этого дня начнут действовать новые правила эксплуатации лифтов. Главное нововведение – лифтом можно пользоваться только если сведения о нём включены в реестр.

По новым правилам в каждой управляющей организации должен быть специалист, занимающийся обслуживанием лифтового оборудования. Причём такой специалист сможет приступить к работе только при наличии профильного образования и после сдачи квалификационного экзамена.Почему ещё хотели ужесточить ответственность за безопасность лифтов

Что меняет ПП РФ N 743

До 30 августа основные требования к эксплуатации лифтов представлены в техническом регламенте Таможенного союза. В этом документе перечислены общие требования к безопасности лифтов. Есть ещё ГОСТы, но они носят добровольный характер.

Ответственность за безопасность лифта, правильную эксплуатацию, подбор обслуживающего персонала лежит на управляющей организации. Скоро у неё появятся новые обязанности.

Так, например, обязательно необходимо будет иметь в штате специалиста по организации эксплуатации лифтов. Это специалист, который знает, как правильно использовать лифтовое оборудование, может выбрать специализированную организацию для заключения договора, в потом проверить её работу. Такой сотрудник должен уметь проводить ежегодные испытания лифта.

Новые правила также предусматривают обязательную подачу данных в Ростехнадзор о постановке лифта на учет для внесения данных о нем в федеральный реестр.

Новые требования будут предъявляться к специализированным организациям. У них в штате должны быть сотрудники, которые прошли обучение и сдали квалификационный экзамен. Данные об этом экзамене заносятся в федеральный реестр, а у сотрудников появляется персональная ответственность за плохую работу.

Помимо квалифицированных сотрудников у специализированной организации должны быть:

  • помещение для хранения инструментов и проведения ремонтных работ,
  • транспорт для перевозки тяжёлых деталей.

Что должен уметь лифтёр-оператор по обслуживанию лифтов

Что такое безопасное использование лифтов

За безопасное использование лифта отвечает его владелец. Владелец лифта – это управляющая организация, а в домах с непосредственным управлением – специализированная организация, которая заключила с собственниками договор на обслуживание общего имущества.

Чтобы обеспечить безопасное использование лифтового оборудования, нужно регулярно выполнять ряд мер. Первая – соблюдать требования технических регламентов Таможенного союза «Безопасность лифтов» и «О безопасности машин и оборудования».

Необходимо следить за тем, чтобы фактические параметры лифтового оборудования соответствовали основным техническим данным и характеристикам объекта. Чтобы так и было, нужно проводить осмотры объекта.

Ещё следует организовывать аварийно-техническое обслуживание объекта и проведение технического освидетельствования (один раз в год, можно чаще) объекта в период назначенного срока службы. Когда срок службы объекта истекает, проводится обследование объекта.

Если в ходе технического освидетельствования и обследования обнаруживаются нарушения и неисправности, то владелец лифта устраняет их в указанные в акте технического освидетельствования объекта и заключении по результатам обследования сроки.

Когда лифт застревает, часто бывает, что с диспетчером не получается связаться. Теперь есть законодательно закреплённое требование для владельцев лифтового оборудования – обеспечить должную работу двусторонней переговорной связи.

К сооружениям и техническим устройствам, используемым на объекте, нужно обеспечить беспрепятственный и безопасный доступ квалифицированного персонала.

Еще одна обязанность для владельцев лифтового оборудования – хранить ключи от машинных, блочных, чердачных и других помещений, где размещено оборудование объекта. Выдавать ключи можно только квалифицированному персоналу. Посторонних людей пускать в такие помещения нельзя. А ещё в таких помещениях нельзя хранить оборудование, не связанное с содержанием объекта.

В кабине лифта и на основном посадочном этаже лифта нужно размещать информацию о средствах и способе связи с аварийной службой и правила пользования объектом. Делать это можно различными способами, например, на стендах, в виде табличек или наклеек.

Кроме того, там же придётся разместить следующие сведения:

  • учётный и заводской номер,
  • дату ввода в эксплуатацию,
  • срок службы,
  • дату следующего технического освидетельствования объекта.

При возникновении угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу граждан и организаций необходимо приостановить использование объекта.

Владелец лифтового оборудования отвечает за соответствие квалификации работников требованиям профессиональных стандартов. Распорядительным актом необходимо будет назначить лицо, ответственное за организацию эксплуатации объекта. Такой человек выбирается из числа квалифицированного персонала.

И немаловажное требование, о котором часто забывают: владелец лифта должен обеспечивать электричеством оборудование систем диспетчерского контроля, видеонаблюдения, двусторонней переговорной связи и освещения кабины в течение не менее 1 часа после прекращения энергоснабжения объекта.Что делает специалист по оценке соответствия лифтов требованиям безопасности

Когда можно использовать лифт

По новым правилам эксплуатации лифтов, которые вступят в силу 30 августа 2017 года, использовать лифты можно только после принятия решения о вводе объекта в эксплуатацию (п. 5).

Такое решение принимает уполномоченный орган РФ. Чтобы получить решение, владельцу лифтового оборудования необходимо подать в уполномоченный орган уведомление. Формы уведомлений разработает Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Если в уведомлении есть нарушения, уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней с момента получения уведомления сообщит о них владельцу объекта.

После получения уведомления уполномоченный орган РФ в течение десяти рабочих дней проводит контрольный осмотр (п. 7).

Контрольный осмотр проводится только если владелец лифта предоставляет следующие документы:

  • сопроводительную документацию объекта;
  • для лифтов – декларацию о соответствии лифта требованиям технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов»;
  • для подъёмных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров и эскалаторов – акт технического освидетельствования;
  • договоры со специализированной организацией, другие документы, подтверждающие соблюдение требований, предусмотренных п. 17;
  • страховой полис.

Решение о вводе объекта в эксплуатацию принимается по результатам такого осмотра, на его принятие отводится пять рабочих дней. После осмотра в двух экземплярах составляется акт, один экземпляр передаётся владельцу объекта.

Все введённые в эксплуатацию объекты уполномоченный орган вносит в реестр объектов (п. 10). Затем отправляет владельцу объекта информацию о постановке объекта на учёт, указывает его номер в реестре (п. 11).Долго ли учиться на диспетчера аварийно-диспетчерской службы

Что делает владелец лифтового оборудования

Владелец объекта проводит работы по монтажу и демонтажу, аварийно-техническое обслуживание и обслуживание систем диспетчерского контроля, ремонтирует объект самостоятельно или привлекает сторонние организации.

В конечном итоге тот, кто проводит перечисленные работы, должен обеспечить наличие в штате квалифицированного персонала. Допускать сотрудников к выполнению соответствующих работ можно только на основании распорядительного акта.

Такое лицо должно быть зарегистрировано как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, иметь распорядительный документ, определяющий структуру управления, выполнять работы по обслуживанию и ремонту объектов в соответствии с инструкцией по эксплуатации.

Распорядительным актом из числа персонала нужно назначить:

  • ответственного за организацию эксплуатации объекта;
  • ответственного за организацию обслуживания и ремонта объекта;
  • электромеханика по лифтам, электромеханика эскалатора и пассажирского конвейера;
  • лифтера, оператора эскалатора, пассажирского конвейера, оператора подъёмной платформы;
  • диспетчера по контролю за работой лифтов.

Аварийно-техническое обслуживание объекта нужно проводить круглосуточно, а порядок проведения таких работ – утвердить распорядительным документом.

Сведения о выполнении осмотров, обслуживании и о ремонте объекта заносятся в журнал периодического осмотра объекта и журнал технического обслуживания и ремонта объекта. Запись делает квалифицированный персонал, выполнивший работы, а заверяет их ответственный за организацию обслуживания и ремонта объекта.

Информация о проведении технического освидетельствования и обследования объекта указывается в его паспорте. Делает это представитель лица, выполнившего техническое освидетельствование или обследование.

Источник: https://roskvartal.ru/news/deyatelnost-uk/8095-v-avguste-nachinayut-deystvovat-novye-pravila-ekspluatacii-liftov

25 лет — лифтовый век. Что дальше?

Срок службы лифтов

Источник: © “Вестник”

Дата: 2006-12-20

РОСТОВ. Жизнь горожанина сегодня немыслима без лифта. Он стал такой же неотъемлемой частью нашего быта, как водопровод или центральное отопление. Как часто ломаются ростовские лифты? Довольны ли ростовчане их работой? К сожалению, подобной статистики нет.

В областной государственной жилищной инспекции сообщили, что по лифтам бывает не более двух-трёх обращений в месяц, и даже похвалили лифтовиков за их четкую и отлаженную работу.

Однако проблема в другом. Срок службы лифта по нормативам — 25 лет. Если учесть, что строительство спальных районов города, где преимущественно стоят девятиэтажки, пришлось на 70-80-е годы прошлого века, то получается, что практически во всех домах надо срочно заменить лифты.

Однако на деле мы этого не видим.

Естественно, напрашивается вопрос: насколько безопасно пользоваться лифтами, которые исчерпали свой ресурс? Будут ли вообще в наших домах их заменять? Сколько в Ростове аварийных лифтов? С этими вопросами корреспондент «Вестника минстроя» обратился в департамент ЖКХ и энергетики Ростова.

Программа — есть, денег — нет

Точное количество лифтов, установленных в ростовских домах, здесь сообщить не смогли, поскольку учетом оборудования домов ТСЖ и ЖСК департамент не занимается. Как пояснила начальник отдела жилищного фонда МУ департамента ЖКХ и энергетики Р.А.

Бандурская, говорить можно лишь о лифтах, ранее находившихся в муниципальной собственности.

Дело в том, что большинство квартир и домов приватизировано, а, следовательно, лифты — это уже не муниципальная собственность и, в соответствии с Жилищным кодексом, капремонт выполняется за счет средств собственников жилья.

— Справедливо ли, что новый Жилищный кодекс переложил все проблемы по капремонту и замене дорогостоящего оборудования на плечи собственников? 25-летний срок службы лифтов никто не отменял…

— Это ещё не означает, что лифт рассчитан всего на 25 лет. По истечении срока службы, в домах с муниципальной долей собственности специализированная организация по нормативам дважды проводит диагностику и дает заключение, что надо сделать. После этого выполняются все работы, и продлевается срок эксплуатации. Это делается два раза с интервалом в три года.

К сожалению, случаются факты вандализма, когда поджигают кнопки, кабины или вынимают пробки, крадут латунные катушки — и тогда лифты выходят из строя задолго до нормативного срока. Недавно был случай в Ворошиловском районе города: прошли ночью по лифтам и выкрутили латунные детали.

Но в целом, конечно, проблема есть и поэтому в 2002 году, когда подошли сроки, была разработана программа замены и модернизации лифтов. В Ростове более 2000 лифтов, из них около 500 утратили нормативный срок, то есть им более 25 лет. В программу вошли все лифты, находящиеся на 2002 г.

в реестре муниципальной собственности. Рассчитана она до 2008-2009 гг.

Но поскольку до 2002 года замена лифтов вообще не производилась, а, также учитывая лифты, имеющиеся в центральной части города (многие из них были вывезены после войны из Германии), по всей вероятности, программа растянется на более продолжительный срок.

Старые дома центра Ростова, о которых упомянула Р.А. Бандурская, особая тема для разговора. Количество пользователей в них по сравнению с высотками Ворошиловского или Советского районов незначительно. В последних гораздо легче собрать плату на капремонт и обслуживание лифтов.

А в центральной части города сделать это значительно сложнее. К тому же, в домах Кировского района раньше наступил предел службы лифтов, а поскольку сборов с населения практически нет, то эта забота целиком легла на плечи бюджета.

Поэтому и была разработана программа с целью выделения целевого финансирования на замену лифтов.

— Это дорогостоящая работа. Цена замены одного лифта, в среднем составляет 1 млн. рублей. А если еще есть перекос шахты — то выходит и больше, — продолжала Раиса Александровна. — К сожалению, из-за высокой цены происходит замена меньшего количества лифтов, чем хотелось бы. Мы значительно отстаем от норматива.

Но если раньше вообще ничего не делалось, то сейчас наоборот принимаются реальные меры. В 2005 г. заменили 53 лифта, в этом по плану — 60, на будущий планируем поменять 154. Наша задача в том, чтобы все лифтовое хозяйство исправно функционировало, независимо от нормативных сроков службы.

Для этого осуществляется капремонт, при котором меняются отдельные узлы, двигатели, другое оборудование.

— Раиса Александровна, что нас ждёт после 1 января 2007 года, когда будет введен в действие Жилищный кодекс по части способа управления домами? Где те деньги, которые горожане платили по 30-40 лет?

— Давайте уточним, какие деньги? Платили — за техническое обслуживание, но не за капремонт! За капремонт мы платили всего два года. Он производился все годы за счет бюджета.

— Следовательно, законодатель сознательно переложил проблемы на плечи жильцов?

— Мы неоднократно поднимали этот вопрос и надеемся, что он будет учтен. В Жилищный кодекс постоянно вносятся изменения, так что вполне возможно будет принята поправка, учитывающая техническое состояние жилого фонда, построенного в XIX — начале XX века. Считаю, что долевое участие бюджета в оказании помощи отдельным категориям граждан должно быть.

В прошлом году капремонт выполнялся без привлечения средств населения. В 2006 г.

мэр Ростова подписал постановление о софинансировании, то есть капремонт общего имущества в текущем году будет осуществляться не только из бюджета, но и частично с привлечением средств собственников жилых помещений.

Пропорции пока не определены, но решено постепенно приучать людей к тому, что надо платить за капремонт своего имущества, как того требует закон. Что касается тех 60 лифтов, которые включены в титул капремонта этого года, то замена их будет производиться только за бюджетные средства.

Но не думаю, что бюджет и впредь будет выделять 100% средств на ремонт общего имущества в домах, где большая часть квартир является собственностью граждан. Людям надо накапливать эти деньги. Как только дом ввели в эксплуатацию, с этого дня надо уже собирать деньги на будущий капремонт домов или замену лифта.

…Однако это пожелание относится к тем собственникам жилья, которые недавно въехали в свои квартиры и у которых впереди есть большой запас времени (четверть века!). Что делать тем, у кого этот срок истек, пока не совсем понятно.

Мы, действительно, платили за капремонт и замену лифтов лишь в последние два года. Эти деньги пошли на аварийный ремонт.

За последние несколько лет удалось за счет бюджетных средств решить проблемы лишь малочисленных пользователей лифтов центра города.

Кто теперь поможет всем остальным жителям многоэтажек?

Из истории создания лифтов…

Первое упоминание о подъемном механизме относится к 2600 году до н.э.: египтяне использовали их в строительстве пирамид. Некоторые из этих устройств поднимали каменные блоки весом около 91 килограмма на высоту 150 метров.

Самый древний лифт археологи откопали в римском городе Геркулануме, который погиб во время извержения Везувия одновременно с Помпеями. Находка представляла собой остатки агрегата, предназначавшегося для подъема кулинарных блюд из кухни в столовую. Приблизительно с 80 года н.э.

с помощью простейших лифтов на арену Колизея в Риме поднимали гладиаторов и диких животных.

Компания Otis появилась только в 1853 году. Спустя некоторое время стали появляться и другие фирмы, которые брались за производство безопасных лифтов. В 1874 году в швейцарском городке Люцерна инженер Роберт Шиндлер основал свою одноименную фирму Schindler, которая сегодня вместе с Otis и Kone делит мировой рынок лифтов и эскалаторов…

Один из первых лифтов в нашем городе зарегистрирован Ростовским управлением Госгортехнадзора СССР в жилом доме по ул. Шаумяна, 33 в ноябре 1945 года. После этого лифты устанавливались в городе достаточно редко.

Так, например, за период с 1946 г. по 1961 г. было смонтировано, зарегистрировано и пущено в эксплуатацию всего 47 лифтов. Дома с лифтами строились в то время в основном на ул. Энгельса (Б.

Садовая), на Ворошиловском и Будёновском проспектах.

Основное строительство жилых домов с лифтами началось в так называемых «спальных» районах — Ворошиловском, Советском и Первомайском — в 1965-68 годах. Позже, в 70-х — 80-х гг.

началась интенсивная застройка многоэтажными домами улиц Штахановского и Вятской в Первомайском районе, пр. 40-летия Победы в Александровке и района Каменки.

В последние три года мы видим массовое строительство жилья по всему городу.

По состоянию на 1 июня 2006 года в жилом фонде нашего города зарегистрировано и эксплуатируется порядка 3500 лифтов, 2714 из которых приходятся на муниципальные дома, а остальные 800 находятся в жилых домах коллективной собственности, то есть ЖСК и ТСЖ.

Замена или модернизация? Вот в чем вопрос!

Удручающее состояние, в котором сегодня находится лифтовое хозяйство — проблема общероссийская. Начиная с 1970 года, в нашей стране монтировалось много лифтов, и сейчас одновременно истёк срок их эксплуатации, который определён в 25 лет. Они подлежат или замене, или модернизации.

И тут возникает ещё один вопрос: так что будут делать с отслужившими свой срок лифтами? Будут их заменять или — модернизировать? И что такое — модернизация лифта? Можно ли ее считать решением проблемы? Каждый город решает ее в зависимости от своих финансовых возможностей.

Какой путь выберут в Ростове?

С этими вопросами корреспондент «Вестника минстроя» обратился в старейшую организацию Ростова — ЗАО «Союзлифтмонтаж — Юг».

Справка «Вестника»

«Союзлифтмонтаж» создан в августе 1957. До 1991 года предприятие работало в составе треста «Союзлифтмонтаж», затем стало акционерным. Зона деятельности несколько сократилась по сравнению с 1957 годом.

До 1990 года «Союзлифтмонтаж — Юг» занимался исключительно монтажными работами. Монтировали в год до 1200 лифтов. Сейчас всего 400. В 90-е годы, когда сократились объемы, чтобы сохранить коллектив и рабочие места, начали заниматься техническим обслуживанием.

У предприятия на техобслуживании — около 3000 лифтов в области.

Итак, что думает по поводу устаревшего парка лифтов и его возможной модернизации генеральный директор ЗАО «Союзлифтмонтаж — Юг» С.С. Журкин? Вот его мнение:

— Начнем с того, что лифт отслужил 25 лет. По техническим условиям необходимо провести его экспертизу. В Ростове ее делают 3-4 независимых экспертных организаций.

Они проверяют соответствие правилам безопасной эксплуатации, в том числе проводят неразрушающий контроль сварочных швов, болтовых соединений, несущих конструкций.

Дают предписания владельцу, что необходимо сделать, и продлевают срок службы лифта на 3-5 лет.

Когда проходит этот срок, опять приходит экспертная организация, проводит те же мероприятия и выносит вердикт, что надо менять лифт или делать его модернизацию.

В этом вопросе позиции руководителей разных уровней расходятся. Я, например, считаю, что лифт надо заменить полностью. Но можно сделать модернизацию. Это — замена приводов, систем управления.

Так, каркас кабины остается прежним, в нем лишь меняется облицовка, вместо ДВП ставятся металлические листы. Двери шахты тоже остаются, а замки, контакты, кнопки меняются.

На этом все мероприятия заканчиваются.

Парадокс заключается в том, что после проведения модернизации остаются старые несущие конструкции, но их в течение следующих 25 лет уже никто не проверяет. Это нонсенс! Жильцам выносят приговор, что они в этом лифте будут ездить еще 25 лет.

— Вы считаете, что модернизация не решит проблему?

— Я — за модернизацию, но на тех лифтах, которые ещё не отслужили свой срок. Допустим, в процессе эксплуатации появились современные системы управления.

Так, в свое время мы начали ставить частотные преобразователи, которые позволяли лифтам бесшумно двигаться и тихо закрывать двери. Поставить такой преобразователь — это модернизация.

Или, к примеру, если появятся новые бесшумные лебёдки — давайте делать модернизацию на тех лифтах, которые еще не отработали срок. В итоге люди на 9-м этаже будут спать спокойно по соседству с машинным отделением.

Я считаю, что модернизация отслуживших свой век лифтов — большой грех перед людьми. Это, конечно, узаконено, есть соответствующая инструкция. Под модернизацию даже построены мини-заводы. Да, это дешевле, но не настолько, чтобы говорить о большом выигрыше. Если новый лифт можно приобрести за 400 тыс. рублей, то комплект модернизации стоит 340-350 тыс. Но, повторяю, это мое личное мнение.

— А есть ли проблемы с эксплуатацией лифтов?

— Нет, но могут возникнуть. Сейчас появились управляющие компании, которые претендуют на обслуживание лифтового хозяйства. Но никто не знает, как долго они будут работать, станут ли вкладывать средства в развитие. Есть опасения, что лифты вернутся к нам, но уже в таком состоянии, что потом с жильцов надо будет собирать приличные суммы на восстановление.

Всякая временная схема вызывает опасения. Тендер на техническое обслуживание проводится на год.

Будет ли разумный инвестор вкладывать средства? Нет! Я считаю, что тендер должен выиграться один раз, а потом сроки взаимоотношений надо определить договорами. Каждая сторона имеет право выйти из договора.

Если мы по каким-то позициям не устраиваем друг друга, то расторгаем договор и проводите, пожалуйста, следующий тендер.

Да, мы заинтересованы, чтобы лифты работали долго, и меньше было сбоев. Поэтому вкладываем средства в развитие. «Союзлифтмонтаж» сейчас закупил для Волгодонска оборудование по диспетчеризации. В Ростове такая система уже внедрена и оправдала себя.

Она позволила отказаться от огромной армии лифтёров.

А если на следующий год по каким-то причинам с нами не будет заключен договор, что мне делать? Снимать всё оборудование, брать его подмышку и идти в другое место? Это сдерживает инвестиционную деятельность.

— Степан Степанович, в тарифе заложены средства на ремонт, модернизацию и последующую замену лифтов. А где, на каком счете они будут накапливаться?

— Раньше эти деньги оседали в департаменте. Потом было предложение, чтобы эти деньги получали организации, занимающиеся техническим обслуживанием лифтов. С этим предложением я не согласен, потому что срок, о котором идет речь, большой — 12-15 лет.

За это время организация может преобразоваться, обанкротиться или вообще ликвидироваться. Где искать деньги, которые накапливались все эти годы? Сейчас пришли к выводу, что надо создать управляющую компанию лифтового хозяйства — муниципальное предприятие.

А уже она будет заключать договора со специализированными организациями.

Источник: http://www.lift-press.ru/view_post.php?id=2280

Вопросы, ответы, разъяснения

Срок службы лифтов

Вопрос: Должны ли владелец и специализированная организация назначать лицо, ответственное за организацию эксплуатации объекта, в том числе, когда специализированная организация по договору с владельцем объекта выполняет все работы по эксплуатации, обслуживанию и ремонту объектов?

Ответ: Подпунктом «с» пункта 4 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 № 743, установлено требование, предусматривающее безусловную обязанность организации – владельца лифта назначить из числа квалифицированного персонала лицо, ответственное за организацию эксплуатации объекта.

С учетом формулировки подпункта «с» пункта 4 Правил требование о назначении владельцем объекта лица, ответственного за организацию эксплуатации объекта, подлежит исполнению владельцем объекта независимо от распределения обязанностей по использованию и содержанию объекта между владельцем объекта и специализированной организацией (в случае заключения между ними соответствующего договора).

Контроль надлежащего исполнения специализированной организацией договорных обязательств в части выполнения работ по эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту объектов с соблюдением требований Правил с учетом примененной в пунктах 4 и 16 Правил формулировки «обеспечивается владельцем объекта» выполняется владельцем объекта. При этом согласно содержащемуся в Правилах определению квалифицированного персонала и требованиям приказа Минтруда России от 17.01.2014 № 18н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по эксплуатации лифтового оборудования» соответствующая обязанность должна быть возложена на работника организации – владельца объекта, прошедшего в установленном порядке оценку квалификации на соответствие требованиям вышеприведенного профессионального стандарта (лицо, ответственное за организацию эксплуатации объекта).

Вопрос: Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, предусмотрено внесение сведений об экспертных организациях, осуществляющих техническое освидетельствование и обследование объектов (кроме лифтов), в реестр. Каков порядок внесения сведений в указанный реестр?

Ответ: Сведения в целях внесения в реестр экспертных организаций, выполняющих работы по техническому освидетельствованию и обследованию объектов (кроме лифтов) подаются в центральный аппарат Ростехнадзора в заявительном порядке (форма заявления произвольная) с указанием сведений и приложением документов, в соответствии с пунктом 6 Порядка ведения реестра экспертных организаций, осуществляющих техническое освидетельствование и обследование подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденного приказом Ростехнадзора от 12.10.2017 № 425.

Вопрос: Прошу разъяснить, относится ли подпункт «б» пункта 2 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов ко всем грузовым лифтам (включая грузовые лифты, которые управляются лифтером из кабины лифта), или только к грузовым лифтам, которые предназначены только для подъема и спуска грузов, одновременно у которых конструктивные особенности, размеры кабины и дверей шахты которых не допускают свободного доступа в них человека?

Ответ: Согласно подпункту «б» пункта 2 Правил на грузовые лифты, не допускающие свободный доступ человека в кабину лифта, действие Правил не распространяется.

На грузовые лифты независимо от вида управления, допускающие свободный доступ человека в кабину таких лифтов (лифтер, управляющий лифтом из кабины, персонал свободно входящий в кабину лифта при погрузке разгрузке лифта и т. д), требования Правил распространяются.

Вопрос: Необходимо ли регистрировать лифты, введенные в эксплуатацию в 1973 году, в связи с выходом постановления Правительства от 24.06.2017 № 743 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах»?

Ответ: Согласно пункту 3 Постановления все лифты, на которые распространяется действие Правил, введенные в эксплуатацию до момента вступления в силу Правил (в том числе ранее снятые с регистрации) и находящиеся в настоящее время в эксплуатации, подлежат постановке на учет в срок, не превышающий 4 месяцев со дня вступления в силу указанных Правил.

Вопрос: Какие требования предъявляются к квалифицированному персоналу по обслуживанию лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров, эскалаторов?

Ответ: Согласно Правилам организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденных постановлением Правительства от 24.06.

2017 № 743, «квалифицированный персонал – физические лица, соответствующие квалификационным требованиям для осуществления трудовой функции, необходимой при выполнении соответствующего вида (видов) работ по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию объекта, в соответствии с положениями профессиональных стандартов, устанавливающих квалификационные характеристики для выполнения соответствующих видов работ, подтвердившие соответствие своей квалификации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О независимой оценке квалификации».

Вопрос: Какие лица должны быть назначены организацией, обслуживающей лифты, для их безопасной эксплуатации и каким документом?

Ответ: В соответствии подпунктом «и» пункта 17 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов за исключением эскалаторов в метрополитенах, лицо (организация), осуществляющее обслуживание лифта, включая аварийно-техническое обслуживание и обслуживание систем диспетчерского (операторского) контроля, назначает распорядительным актом из числа квалифицированного персонала:

– лицо, ответственное за организацию эксплуатации лифтов;

– лицо, ответственное за организацию обслуживания и ремонта лифта;

– электромеханика по лифтам;

– лифтера и диспетчера по контролю за работой лифтов.

В распорядительном акте указываются сведения о местонахождении каждого закрепленного за работником объекта с указанием заводских и учетных номеров.

Вопрос: Обязательно ли применять работодателям наименования квалификаций, содержащихся в профессиональных стандартах работников, занятых в лифтовой отрасли?

Ответ: Наименования квалификаций предназначены для целей присвоения и проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, и не определяют наименования должностей работников.

Наименование должности работника может быть определено на основе соответствующего профессионального стандарта – графа «возможное наименование должности».

В соответствии с частью 1 статьи 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации если Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Вопрос: Может ли владелец самостоятельно эксплуатировать лифт, подъемную платформу для инвалидов, пассажирский конвейер без привлечения специализированной организации?

Ответ: Согласно пунктам 16 и 17 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, работы по эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту лифта, подъемной платформы для инвалидов, пассажирского конвейера могут выполняться владельцем самостоятельно при условии его соответствия требованиям Правил к специализированной организации.

Вопрос: Подскажите, какие профессиональные стандарты существуют на текущий момент и могут быть использованы для оценки квалификаций персонала, осуществляющего выполнение работ по монтажу, демонтажу, обслуживанию, включая аварийно-техническое обслуживание объектов и обслуживание систем диспетчерского (операторского) контроля, ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию объекта?

Ответ: В настоящее время разработаны, утверждены Минтрудом России и зарегистрированы в Минюсте России профессиональные стандарты, размещенные в сети Интернет по адресу http://sovetlift.ru/professionalnye-standarty/utverzhdennye-standarty/

Вопрос: Наша организация является муниципальным унитарным предприятием. Каков порядок применения профессиональных стандартов предприятиями, находящимися в муниципальной собственности?

Ответ: Для организаций с участием государственного сектора принято постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.

2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности». Постановлением предусматривается, что профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных Кодексом, другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, применяются организациями с государственным участием, перечисленными в Постановлении, поэтапно на основе утвержденных указанными организациями с учетом мнения представительного органа работников планов по организации применения профессиональных стандартов, в которых предусматривается:

– определение списка профессиональных стандартов, подлежащих применению в организации;

– определение потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава организаций;

– проведение соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке, то есть в соответствии со статьей 196 Кодекса.

Согласно статье 196 Кодекса работодатель самостоятельно определяет необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд в пределах средств, предусмотренных на подготовку и повышение квалификации работников.

В Постановлении установлен срок реализации мероприятий планов организациями с государственным участием не позднее 1 января 2020 года.

Вопрос: Где можно пройти оценку квалификации работников, участвующих в процессах монтажа, эксплуатации, в том числе обслуживания и ремонта (лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров и эскалаторов)?

Ответ: Сведения о Центрах оценки квалификации, осуществляющих деятельность по проведению профессиональных экзаменов, размещены в Реестре независимой оценки квалификаций по адресу: https://nok-nark.ru/cok/

Вопрос: Чем определяются требования, предъявляемые к опыту работников, участвующих в процессах эксплуатации лифтов?

Ответ: Согласно определению квалифицированного персонала, содержащемуся в Правилах организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, такие работники должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным соответствующими профессиональными стандартами. Профессиональными стандартами определяются в том числе требования к образованию и обучению, опыту практической работы работника, а также особые условия допуска к работе.

Вопрос: Подтверждают ли документы об образовании и (или) о квалификации, выданные образовательными организациями (вузами, колледжами и учебными центрами), квалификацию персонала в соответствии с установленным Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах понятием «квалифицированный персонал»?

Ответ: Согласно подпункту «р» пункта 4 и подпункту «а» пункта 17 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, квалификация работников владельца объекта и специализированной организации (в случае заключения владельцем объекта с ней договора), участвующих в использовании и содержании объекта, должна соответствовать требованиям профессиональных стандартов, устанавливающих в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации квалификационные требования и характеристики, необходимые для осуществления соответствующих трудовых функций. Кроме того, согласно определению квалифицированного персонала, соответствие его квалификация должно быть подтверждено в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О независимой оценке квалификации».

Источник: http://www.gosnadzor.ru/industrial/equipment/resolution%20743/voprosy-otvety-razyasneniya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.